Как не стать жертвой мошенников при использовании кредитной карты: практичные советы

Сложно найти более удобный платежный инструмент для оплаты товаров или услуг в магазинах и супермаркетах, чем кредитная карта. Вот только говорить о полной безопасности ее средств все-таки не стоит: несмотря на то, что в качестве аргумента при ее продаже банки заявляют о полной сохранности размещенных на карточном счету денег, это не всегда соответствует действительности. И одно дело, если в результате мошенничества вы лишитесь только зарплаты или аванса (если оплата производилась дебетовой картой) и совсем другое, если станете невольным должником банка, когда деньги будут сняты с вашего кредитного счета. Ведь в этом случае у вас вряд ли получится избежать выплаты долга и уже начисленных за использование кредита процентов.

Самое неприятное, что все это может случиться в ближайшем супермаркете, ресторане или салоне, где вы решите расплатиться кредитной картой. А вором окажется кассир или официант, который решит подзаработать на доверчивом клиенте.

Самый распространенный способ обмана – это когда сотрудник магазина или ресторана указывает при оплате через POS-терминал большую сумму, чем необходимо. Причем, как правило, если речь идет об увеселительном заведении и официант видит, что «клиент дошел до кондиции», то суммы в счете и квитанции могут существенно отличаться на 100 и более рублей. У магазинов схема немного другая – там кассиры просто неправильно «ставят точки», надеясь, что покупатель не заметит ошибки (а ведь действительно далеко не все сверяют сумму на кассе и в чеке, чем и пользуются мошенники). Так, вместо заявленных 31,24 рублей с карты могут списать 312,40 рублей и, если клиент ничего не заметит, то это уже будут только его проблемы.

Отсюда вывод: если не хотите, чтобы вас обманули, всегда сверяйте чеки, которые вам дают после оплаты товара или услуги. Причем не ленитесь это делать, даже если операция была на очень маленькую сумму: не исключено, что она «случайно» стала больше, что может иметь для вас неприятные последствия (например, у вас на кредитной карте были свои деньги, которые вы и использовали для покупки, а кассир списал со счета больше, тем самым заставив вас «влезть» в кредитный лимит, за использование которого надо платить деньги).

Менее популярная схема — двойное списание, причем ее чаще используют в кафе и ресторанах, где посетитель отдает карту для оплаты счета. Все очень просто: вы передаете карту официанту, он оплачивает ваш заказ, а потом делает повторную операцию на оплату на такую же сумму (повтор), после чего возвращает вам карту и чек. Это делается для того, чтобы вы не заподозрили обмана: даже если на ваш телефон придет смс-сообщение о двух списаниях, вы, скорее всего, примете это за сбой и оставите без внимания такую информацию. А зря! Обязательно позвоните на службу клиентской поддержки и уточните, была ли вторая операция по списанию и что делать. И не волнуйтесь, даже если это будет ложная тревога: подобные службы существуют как раз для того, чтобы отвечать на все вопросы клиентов, причем даже на самые неуместные и нелепые.

А вот в некоторых магазинах клиентов обманывают по-другому: там вам просто могут сообщить, что выполнить оплату картой через POS-терминал не получилось, например, из-за сбоя работы сети, но вы без проблем можете заплатить наличными, если, конечно, они у вас есть. Причем так чаще всего делают, когда сумма покупки незначительная и покупатель вряд ли заметит недостачу, так как на самом деле операция была успешно завершена, а деньги списаны со счета. Чтобы не стать жертвой нечестного кассира, достаточно просто потребовать чек из терминала об отказе на проведение транзакции. И пусть вас не пытаются убедить, что аппарат их не выдает или у него закончилась бумага! Если вам отказали, то можете смело требовать жалобную книгу, потом звонить в банк, а если это не поможет, то и в полицию.